Первая мировая война / Трёхколёска

19 февраля 2011


Оглавление:
1. Трёхколёска
2. Описание конструкции
3. Служба и боевое применение



«Трёхколёска» или бронеавтомобиль Филатова — общее название различных пулемётных и пушечных бронеавтомобилей Вооружённых сил Российской империи, построенных по проекту генерал-майора Н. М. Филатова в 1915—1917 годах. Отличительной особенностью бронеавтомобилей, отражённой в их названии, являлась трёхколёсная ходовая часть. Всего было построено от 18 до 30 бронеавтомобилей с пушечным или пулемётным вооружением, принимавших участие в боевых действиях Первой мировой и Гражданской войн.

История создания

В начале 1915 года на поля сражений Первой мировой войны вышли русские пушечно-пулемётные бронеавтомобили «Гарфорд-Путилов». В войсках они сразу полюбились из-за своей мощной 3-дюймовой противоштурмовой пушки. Однако командиры авто-пулемётных взводов, в составе которых использовались «Гарфорды», и сами их экипажи часто жаловались на низкую скорость и слабые ходовые качества этих машин — за тяжёлое вооружение броневика пришлось расплатиться перегруженной ходовой частью. Грозные бронемашины еле ползли по бездорожью, не могли въехать по хоть сколько-нибудь крутому склону и напрочь застревали в мелких канавах и окопах. Исправить возникшие проблемы на имевшемся шасси не представлялось возможным.

Всё это подтолкнуло создателя «Гарфордов», начальника Офицерской стрелковой школы генерал-майора Н. М. Филатова к разработке более лёгкой и подвижной машины. Всю осень 1915 года Филатов потратил на проектирование новой машины. Работы вылились в весьма оригинальный проект, представлявший собой трёхколёсную бронированную боевую машину, сочетавшую солидное вооружение с весьма скромными массогабаритными характеристиками и неплохой подвижностью. Филатов предложил два варианта вооружения: два 7,62-мм пулемёта «Максим» или одна 76,2-мм противоштурмовая пушка. В декабре 1915 года в мастерских Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме началось строительство экспериментальной партии броневиков. К апрелю 1916 года были готовы 10 машин, из которых одна имела пушечное вооружение, а остальные — пулемётное.

22 апреля 1916 года состоялась демонстрация бронемашин военным — членам Комиссии по броневым автомобилям и представителям ГАУ. Машины получили весьма одобрительные отзывы и в мае-июне поступили на государственные испытания. Оказалось, что более лёгкий пулемётный вариант обладает лучшей проходимостью, хотя обе модификации показали примерно равные ходовые характеристики. На основании полученных результатов, Ижорский завод получил заказ на 20 бронеавтомобилей в пулемётном варианте. В процессе постройки Филатов немного улучшил конструкцию машины, снизив её боевую массу до 1400 кг, а состав вооружения сократив до одного пулемёта. Первый серийный бронеавтомобиль прошел испытания к 13 октября 1916 года, а до нового года было собрано не менее 8 экземпляров. О темпе их дальнейшего выпуска сведений не сохранилось, но есть основания полагать, что до октября 1917 года была сдана вся партия.



Просмотров: 1543


<<< Руссо-Балт тип С
A7V >>>