Первая мировая война / SMS Emden (1908) - Судьба команды «Эмдена»

22 июля 2011


Оглавление:
1. SMS Emden (1908)
2. Постройка и служба до Первой мировой войны
3. Первая мировая война
4. Судьба команды «Эмдена»
5. Память о крейсере
6. «Эмден» в художественном кино



Эвакуация пленных с «Эмдена»

Члены экипажа, взятые в плен после боя у Кокосовых островов, включая командира корабля капитана Мюллера были отправлены в лагеря для военнопленных на Мальте, где в большинстве и оставались до окончания войны. Побег с Мальты удался лишь лейтенанту Фикенчеру, но к тому моменту, когда он добрался до Сицилии, Италия уже воевала на стороне Антанты и он попал из английского плена в итальянский.

В октябре 1916 года капитана Мюллера перевели с Мальты в Англию. В сентябре 1917 года он предпринял неудачную попытку побега, был пойман и приговорён к 56 дням одиночного заключения. В январе 1918 года из-за возобновившихся приступов малярии состояние здоровья капитана серьёзно ухудшилось и Мюллер был отпущен из плена. Сначала он был интернирован в нейтральной Голландии, а после того как подписал обязательство не участвовать больше в войне, получил разрешение посетить Германию. Командование представило его к высшей военной награде — ордену «Pour le Mérite», однако это представление встретило возражения со стороны главы Военно-Морского кабинета адмирала фон Мюллера, считавшего, что капитан должен нести ответственность за потерю крейсера в результате ошибочных решений. Тем не менее 21 марта 1918 года кайзер Вильгельм утвердил награждение. Осенью 1918 года Мюллер окончательно вернулся из Голландии, был произведён в звание капитан-цур-зее и назначен на штабную должность. В начале 1919 года Мюллер ушёл в отставку по состоянию здоровья и поселился в Бланкенбургe, принимал участие в политической жизни, был избран в земельный парламент Брауншвейга. Умер 11 марта 1923 года.

Десантная команда «Эмдена» перед отплытием на паруснике «Айша»

Призовые команды, находившиеся на угольщиках, также были взяты в плен и помещены в лагерь для военнопленных в Сингапуре. «Маркоманния» и «Понтопорос» были захвачены 12 октября, а «Эксфорд», так и не дождавшийся рандеву с крейсером — 11 декабря у побережья Суматры вспомогательным крейсером «Эмпресс оф Джапан». Лейтенанту Лаутербаху, командовавшему «Эксфордом» удалось бежать 15 февраля 1915 года, во время бунта, поднятого индийскими солдатами. Через голландские колонии и США Лаутербах сумел добраться до Германии к октябрю 1915 года. Он был произведён в обер-лейтенанты и назначен командовать вспомогательным кораблём.

Десантная команда капитан-лейтенанта Мюкке избежала плена, после того как исход боя между «Эмденом» и «Сиднеем» стал очевиден, им удалось уйти в море до возвращения австралийского крейсера на старом паруснике «Айша», использовавшемся для перевозки копры. На паруснике они добрались сначала до Паданга, а затем до порта Ходейда в Йемене, откуда по суше в июне 1915 года они прибыли в Константинополь — столицу Турции, союзника Германии в Первой мировой войне. После войны Мюкке опубликовал книгу «Эмден», посвящённую эпопее крейсера.

В качестве особой почести выжившие члены экипажа и их потомки получили право добавить слово «Эмден» к своим фамилиям. Сам крейсер был награждён Железным крестом. Во время Первой мировой войны только два корабля были удостоены этой награды.



Просмотров: 4433


<<< Seeadler
Авиация Первой мировой войны >>>