Первая мировая война / SMS Emden (1908) - Постройка и служба до Первой мировой войны

22 июля 2011


Оглавление:
1. SMS Emden (1908)
2. Постройка и служба до Первой мировой войны
3. Первая мировая война
4. Судьба команды «Эмдена»
5. Память о крейсере
6. «Эмден» в художественном кино



«Эмден». Рисунок из флотского календаря. 1910

6 апреля 1906 года на верфях в Данциге был заложен новый крейсер 4-го класса. В момент закладки корабль получил имя «Эрзац-Пфейль». Из-за проблем с финансированием постройка затянулась, и заложенный почти на год позже однотипный крейсер «Дрезден» был спущен на воду раньше. Постройке помогли патриотически настроенные жители города Эмден в Нижней Саксонии, собравшие по подписке 6,8 млн. марок, и в честь жертвователей крейсер был переименован в «Эмден». Корабль был спущен на воду 26 мая 1908 года и зачислен в боевой состав флота 10 июля 1910 года. «Эмден» стал вторым и последним в серии крейсеров типа «Дрезден», а также последним немецким военным кораблём, оснащённым паровой машиной. На корабли более поздней постройки, включая однотипный «Дрезден», устанавливались турбины.

При ходовых испытаниях на мерной миле крейсер показал максимальную скорость 24 узла. Основным вооружением крейсера были 10 скорострельных 105-мм орудий и два 450-мм торпедных аппарата. Противоминный калибр составляли восемь 52-мм орудий, но по данным некоторых источников они были впоследствии демонтированы.

Корабль после ввода в строй был отправлен под командованием фрегаттен-капитана Вольдемара Фоллертуна в Циндао, для службы в составе Восточно-Азиатской крейсерской эскадры. По пути в Циндао крейсер посетил Буэнос-Айрес с официальным визитом, приуроченным к столетней годовщине независимости Аргентины, а также Вальпараисо, Таити и на Самоа встретился с флагманским кораблём эскадры, крейсером «Шарнхорст». 17 августа 1910 года корабль прибыл в Циндао. Благодаря изящным обводам крейсер получил прозвище «Лебедь Востока».

С декабря 1910 по март 1911 года крейсер принимал участие в подавлении восстания на острове Понапе. В ходе столкновений с восставшими на суше погиб один офицер и были ранены пятеро матросов. Летом 1911 года корабль был вынужден пройти серьёзный ремонт в Циндао после столкновения с японским сухогрузом. Летом 1912 года корабль получил «Приз Кайзера» за артиллерийские стрельбы.

В мае 1913 года командиром крейсера был назначен корветтен-капитан Карл фон Мюллер. В августе—сентябре 1913 года «Эмден» принял участие в подавлении Второй китайской революции, действуя на реке Янцзы и обстреливая позиции мятежников в Нанкине и Пекине.

20 июля 1914 года крейсерская эскадра ушла в плавание к архипелагу Самоа, оставив «Эмден» в Циндао. Капитан крейсера стал старшим морским офицером немецкой базы. Мюллер получил приказ иметь на борту трехмесячный запас продовольствия и топлива и быть в постоянной готовности к немедленному выходу в море. В случае войны на Мюллера возлагалась ответственность за снабжение эскадры углём, он должен был обеспечить выход в море угольщиков из Циндао, а затем присоединиться к основным силам. 28 июля была получена радиограмма германского Адмиралтейства, в которой сообщалось о неизбежности войны с Великобританией, Францией и Россией, а 30 июля капитан Мюллер, не получивший никаких новых приказов от командира эскадры, адмирала Шпее, принял решение выйти в море.



Просмотров: 4432


<<< Seeadler
Авиация Первой мировой войны >>>