Первая мировая война / Romfell

31 мая 2011


Оглавление:
1. Romfell
2. Описание конструкции
3. Боевое применение
4. Оценка машины
5. Сохранившиеся экземпляры



Romfell — пулемётный бронеавтомобиль вооружённых сил Австро-Венгрии периода Первой мировой войны. В период с 1915 по 1918 год мастерскими в Будапеште на базе шасси автомобилей Mercedes и FIAT было построено несколько экземпляров бронеавтомобиля, ограниченно применявшихся армией Австро-Венгрии в ходе боевых действий. Бронеавтомобиль примечателен уникальным, почти сюрреалистическим дизайном корпуса.

История создания

Малоизвестный факт — Австро-Венгрия была одной из первых стран, где начались разработки в области бронированных машин и были получены реальные результаты. Ещё в 1905 году инженерами фирмы Austro-Daimler была разработана весьма перспективная бронированная машина, с передовым дизайном и неплохими характеристиками. Инженеры предложили машину Австро-Венгерской армии, и военные, хотя и отнеслись к ней с подозрением, но всё же допустили её до манёвров 1905 года. Однако демонстрация нового оружия провалилась по неожиданной и объективно довольно глупой причине — броневик рёвом своего двигателя распугал лошадей нескольких видных государственных и армейских чинов, присутствовавших при его показе. Дошло до того, что престарелый Император Австро-Венгерии Франц Иосиф I категорически заявил в своём окружении, что подобным машинам и сейчас, и впредь на войне не место. Слова монарха были восприняты как приказ, и дальнейшие разработки были свёрнуты. Такая же неприятная участь постигла и весьма любопытный проект «Моторизированного орудия», разработанный обер-лейтенантом Гюнтером Бурштынем. Этот проект, по сути, настоящего танка практически не заинтересовал командование вооружённых сил двуединой монархии — вместо финансирования проекта военное министерство предложило изобретателю построить опытный образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой, чего Бурштынь, не имевший никаких связей, так и не смог сделать. Так или иначе, в Первую мировую войну Австро-Венгрия вступила, не имея в своём распоряжении никакой бронетехники, за исключением бронепоездов.

Вскоре после начала войны Австро-Венгерские военные осознали свою ошибку — ведь им противостояла Российская империя, страна, из всех государств Антанты наиболее активно развивавшая и использовавшая бронетехнику. А вскоре к противникам добавилась и Италия, также располагавшая броневиками. Работы над собственной бронетехникой резко активизировались, и в 1915 году появились первые проекты. И если первый из них, Junovicz P.A.1, с коробчатым корпусом на шасси грузовика, был откровенно неудачным, то второй внешне казался чуть ли не «пришельцем из будущего».

Этот проект был разработан двумя младшими офицерами Австро-Венгерской армии — гауптманом Романиком и обер-лейтенантом Феллнером. Название броневика состояло из первых букв фамилий конструкторов — Romfell. Броневик использовал готовое шасси коммерческого автомобиля, однако какого именно — неизвестно. На шасси устанавливался бронекорпус поистине футуристических и экстравагантных очертаний, практически не имевший плоских поверхностей и прямых углов. Вооружение из одного пулемёта располагалось в башне кругового вращения. Проект был одобрен военными, которые в начале лета 1915 года санкционировали постройку опытной машины. Первый Romfell собирался в мастерских Automobil Ersatzdepot в Будапеште, в основном силами самих мастерских, хотя для поставки некоторых узлов и агрегатов были привлечены несколько частных фирм. В конце августа 1915 года бронеавтомобиль был готов.

С сентября по ноябрь 1915 года проводились испытания, в целом успешные, после чего броневик убыл в действующую армию. Однако, как ни странно, новых заказов не последовало ни в 1915, ни в 1916 годах. Лишь в 1917—1918 годах было построено ещё несколько машин, но уже на других шасси, нежели первый экземпляр, и несколько изменённой формой корпуса.



Просмотров: 2481


<<< Rolls-Royce (бронеавтомобиль)
Бронеавтомобиль Вонлярлярского >>>