Первая мировая война / Гарфорд-Путилов

19 февраля 2011


Оглавление:
1. Гарфорд-Путилов
2. Серийное производство
3. Описание конструкции
4. Модернизации и модификации
5. Операторы
6. Оценка машины
7. Сохранившиеся экземпляры



«Гарфорд-Путилов» — тяжёлый пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси американского грузовика фирмы «Garford Motor Truck Co.» Всего за период производства Путиловским заводом было изготовлено 48 броневиков, активно применявшихся в ходе Первой мировой и Гражданской войн.

«Гарфорды» обладали мощным для своего класса и времени вооружением и приемлемым бронированием. Несмотря на достаточно посредственные динамические характеристики, «Гарфорды» были весьма эффективны в бою, отличались надёжностью и добротностью изготовления, что обусловило сравнительно долгий срок их службы.

История создания

С началом Первой мировой войны прежде вялотекущие работы по созданию отечественных бронеавтомобилей резко активизировались. В итоге уже 19 сентября 1914 года на фронт отправилось первое подразделение бронеавтомобилей Русской Императорской армии — 1-я автомобильная пулемётная рота, укомплектованная полностью отечественными пулемётными бронеавтомобилями «Руссо-Балт тип С». Для огневой поддержки пулемётных броневиков в первом составе роты имелось три иностранных грузовика с установленными в кузове орудиями, из них один — «Маннесманн-Мулаг» — был бронирован. Боевые действия быстро продемонстрировали высокую востребованность и эффективность пушечных бронемашин в бою, однако столь же очевидным было техническое несовершенство «Маннесманна» — по сути, грузовика с обшитым бронёй кузовом и пушкой за щитом. В итоге ГВТУ приняло решение при формировании новых автопулемётных взводов обязательно включать в их состав в дополнение к двум пулемётным ещё и пушечный бронеавтомобиль, более технически совершенный, чем «Маннесманн-Мулаг».

Вскоре, осенью 1914 года, на Путиловском заводе началось проектирование тяжёлого пушечно-пулемётного бронеавтомобиля с полноценным бронированием. Инициатором и идейным вдохновителем всего процесса создания бронеавтомобилей, вооружённых пушками, был генерал-майор Н. М. Филатов, в те годы занимавший пост начальника Офицерской стрелковой школы. По его мысли, такая машина должна была качественного усилить подразделения пулемётных броневиков на поле боя. Филатов же самолично разрабатывал проекты будущих бронемашин.

5-тонный грузовик Garford 4×2, послуживший базой для бронеавтомобиля «Гарфорд-Путилов»

Один из его первых проектов оказался наиболее удачным. В качестве базы для бронеавтомобиля был выбран двухосный заднеприводной 5-тонный грузовик американской фирмы Garford Motor Truck Co., специализировавшейся на постройке машин такого класса. Встречающиеся в литературе упоминания об использовании грузовика грузоподъёмностью 4 тонны не соответствуют действительности, так как фирма Garford выпускала лишь 5-, 3- и 2-тонные грузовики, причём из них только 5-тонный имел цепную передачу. Грузовик развивал максимальную скорость до 35 км/ч, собственная масса шасси составляла 3931 кг. «Гарфорд» привлёк внимание Филатова и других военных своей высокой грузоподъёмностью, что позволяло использовать более толстую броню и более тяжёлое вооружение, в том числе артиллерийское, а также наличием этих грузовиков «на руках» — к середине декабря 33 «Гарфорда», закупленные комиссией генерала Секретева, уже прибыли в Петроград и «дожидались своего часа» в гараже Военной автомобильной школы. Правда, выбранная Филатовым весьма мощная артсистема — 76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года — предполагала значительную модификацию шасси грузовика и решение целого ряда других технических проблем.

Выбор именно этого орудия был сделан по результатам сравнительных испытаний, проведённых на полигоне Офицерской стрелковой школы 8 ноября 1914 года. Параллельно с упомянутой «трёхдюймовкой» испытывались также 37-мм автоматическая пушка Максима, 47-мм скорострельная пушка Гочкиса и 57-мм пушка Норденфельда. Пушка Максима, по сути, представлявшая собой сильно увеличенный пулемёт Максима, не имела фугасного снаряда и программировала большой расход боеприпасов, разрывной снаряд 47-мм пушки при хорошей бронепробиваемости в фугасном отношении был малоэффективен, а 57-мм орудие, ненамного более мощное, чем 47-мм, имело отдачу, поистине разрушительную для автомобильного шасси. Что до 76-мм противоштурмовой пушки, то её мощная тротиловая граната, аналогичная снаряду полевого 3-дм орудия, в придачу ещё и «раскалывала» любую броню, «употребляемую на Театре Военных Действий», а малый откат и компактные размеры орудия облегчали её установку на бронеавтомобиль. Наконец, питание орудия осуществлялось обычными снарядами от полевых 3-дм пушек, что облегчало снабжение.

Проектные работы продолжались до конца 1914 года, а в начале января 1915 года Путиловский завод получил заказ на постройку 30 броневиков. В марте началась сборка боевых машин, и 16 апреля первый бронеавтомобиль, получивший название «Гарфорд-Путилов», был сдан в распоряжение Запасной бронероты. Через две с половиной недели, 3 мая 1915 года, после формирования экипажа, бронеавтомобиль был отправлен на Юго-Западный фронт, в распоряжение 5-го автопулемётного взвода.



Просмотров: 3589


<<< Ганза-Ллойд
Джеффери-Поплавко >>>