Первая мировая война / 1-я автомобильная пулемётная рота

19 февраля 2011


Оглавление:
1. 1-я автомобильная пулемётная рота
2. История
3. Структура
4. Боевой путь
5. Знаки отличия



1-я автомобильная пулемётная рота  — первая бронеавтомобильная рота Русской Императорской армии, сформированная 19 августа 1914 года в ответ на необходимость моторизации русской армии. С формированием роты «было положено начало существования блиндированных автомобилей…» в русской армии. Рота принимала активное участие в боях на различных фронтах Первой мировой войны. Расформирована в конце 1917 года.

Предпосылки возникновения

К концу первого десятилетия XX века стало ясно, что проблема автомобилизации Русской Императорской армии тяжела, носит системный, комплексный характер и требует такого же системного решения. Причинами неразвитости отечественной автомобильной промышленности, безусловно, были как объективные, так и многочисленные субъективные.

Заметим, попытки моторизации армии во всех странах были робкими. Военные не очень доверяли новой технике, традиционно полагаясь на железнодорожный и гужевой транспорт. В то же время тяжёлый для государства период экономического кризиса и народных волнений 1906—1907 годах требовал расходов для других важных задач. Тем не менее, «…Военное управление внимательно следило за развитием этого дела за границей, … для того, чтобы не быть в этом вопросе совершенное неосведомленным, производились испытания некоторых типов механических двигателей, применение которых к военным целям, казалось, обещало принести скорую пользу и вместе с тем опыты с которыми не вызывали бы больших расходов».

Так, с 1906 года в Российской империи проводилась непродуктивная таможенная политика, при которой ввоз комплектующих и агрегатов автомобилей, а также станков для их изготовления облагался непомерно высокими пошлинами. Такое положение, по замыслу законодателей, должно было способствовать развитию отечественного машиностроения. Но при этом ввоз готовых автомобилей был относительно недорог .

Следствием этого стало широкое распространение иностранных, в первую очередь немецких, автомобилей при одновременном сокращении выпуска отечественных автомобилей. В результате в начале Первой мировой войны ситуация с автомобильным транспортом стала критической: отсутствие запасных частей к автомобилям не позволяло эффективно использовать их в войсках. В тяжелые военные годы Россия была вынуждена практически полностью заменить парк.

Однако, именно Русская армия всячески содействовала развитию отечественной автомобильной промышленности, постоянно размещая заказы на автомобильную технику на отечественных предприятиях. На первый план вышла неспособность российской промышленности в полном объеме обеспечить запросы армии, низкий технологический уровень предприятий.

Дело войсковой моторизации сдвинулось с мёртвой точки с началом реорганизации Русской Императорской армии. В 1909 году по распоряжению военного министра В. А. Сухомлинова в Отделе военных сообщений Главного управления Генерального штаба создано Автомобильное отделение, на которое была возложена функция снабжения автомобильной техникой и имуществом. На основе автомобильных команд железнодорожных батальонов началось формирование восьми автомобильных рот, создаются автомобильные команды для подвоза боеприпасов. В бюджете на 1910 год казна ассигновала 245 000 рублей для снабжения войск автомобилями, затем дополнительно было отпущено ещё 14 000 рублей. Организовывались крупнейшие автомобильные и пропагандистские мероприятия. Так, с 15 по 27 мая 1910 года в Санкт-Петербурге под пристальным вниманием Военного министерства и автомобильных кругов русского общества была проведена III-я Международная автомобильная выставка, на которой впервые принял участие новый российский производитель — Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода, сыгравшего впоследствии существенную роль в деле моторизации Русской армии.

Наконец, был подписан приказ по Военному ведомству на основании Высочайшего соизволения от 16 мая 1910 года о формировании 1-й Учебной автомобильной роты. По существу, это был первый испытательный, исследовательский и учебный автомобильный центр. Возглавил роту незаурядный человек капитан Пётр Иванович Секретев, сыгравший впоследствии большую роль в формировании 1-й автомобильной пулемётной роты.

В июле 1911 года Учебной автомобильной ротой был успешно проведен Испытательный пробег военных грузовых автомобилей. Испытывалась не только пригодность машин к военной службе, но и выносливость отдельных узлов и агрегатов. По инициативе Секретева осенью 1912 года был проведен второй пробег грузовых автомобилей. Был получен бесценный опыт обращения с техникой производства лучших автомобильных фирм мира. По результатам обоих пробегов было проведена «заготовка» автомобилей для Военного ведомства. Комиссия приобрела 354 грузовых и 42 легковых автомобиля. Эти автомобили были распределены во вновь сформированные автомобильные роты при железнодорожных батальонах.

Таким образом, пробеги и маневры 1911—1912 годов дали богатый опыт в деле моторизации армии и позволили военному руководству сформулировать четкие представления об областях использования, номенклатуре, типажах и количествах автомобилей, необходимых Военному ведомству. Стало очевидно, что армии нужны не только универсальные автомобили, но и узко специализированные.

Войсковая практика использования нового рода войск требовала соответствующей теории и нормативного регулирования. Так, теории создателем автотехнического обеспечения и разработчиком основ боевого использования автомобилей можно признать экстраординарного профессора Николаевской академии Генерального штаба В. Г. Болдырева, который в 1911—1912 годах разработал и прочитал слушателям академии курс лекций «Автомобиль и его тактическое применение». Важнейший вклад в становление военного автомобильного дела внес капитан В. О. Каппель. Его работу «Служба автомобиля в армии. Главнейшие основания организации автомобильных войск» принимали упомянутый полковник В. Г. Болдырев и заведующий обучающимися в академии офицерами полковник Владимир Александрович Златолинский, также оставивший свой яркий след в истории военного автомобилизма. Еще в 1911 году В. А. Златолинский выпустил фундаментальную работу «Автомобиль и прочие виды механической тяги в применении к военным целям», где рассмотрел перспективы применения автомобилей не только как транспортного средства и как средства подвижности различного вооружения, но и как боевой машины, которую он назвал «боевой повозкой на поле сражения» или «панцирным автомобилем».

Таким образом, к началу Первой мировой войны в Русской армии имелось 711 штатных автомобиля, из них 259 легковых, 418 грузовых и 34 специальных, а также 101 мотоцикл. Распределение относительно небольшого числа военных автомобилей происходило уже на тот момент в рамках специализации. Автомобильная техника находилась не только в автомобильных частях, но и также в составе других войск. Развивающаяся автомобильная промышленность требовала самого пристального внимания.



Просмотров: 2571


<<< Штефаник, Милан Растислав
Guinness Improvised Armored Car >>>